Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог. Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).
Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому работа по формированию у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Для воспитания у детей хорошей привычки мыть руки можно пользоваться маленькими стишками:
***
	Водичка, водичка,
	Умой моё личико,
	Чтобы глазоньки блестели,
	Чтобы щечки краснели,
	Чтоб смеялся роток,
	Чтоб кусался зубок.
***
	 Без воды умылся котик.
	Лапкой вымыл глазки, ротик.
	А вот мне нельзя так мыться
	Мама может рассердиться…
	В. Науменко
В ванне.
	Любо плавать Ване
	В белом море - в ванне.
	Только вот обидно -
	Берега не видно.
	Видимость пропала,
	Мыло в глаз попало...
	А. Шлыгин
Вода и мыло
	- Грязнуля ты!
	На лбу твоем чернила! –
	Воскликнула Вода,
	Увидев Мыло.
	- Да, - Мыло говорит, -
	Я это знаю,
	Зато других от грязи
Я спасаю!
	В речке кончилась вода
	Ой, беда, беда, беда -
	В речке кончилась вода!
	Это из-за Вали:
	Валю - умывали!!!
	В. Шуржик
Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.Предлагаем вместе с детьми научиться правильно мыть руки.Как правильно мыть руки? Закатать рукава - открыть кран - намочить руки - взять мыло - намылить руки - смыть мыло - закрыть кран - взять полотенце - вытереть руки - расправить рукава.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам.